RU KZ

Международный опыт внедрения РОП

Расширенная ответственность производителя − РОП

80-х гг. годах XX века концепция организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР «загрязнитель платит» была расширена до ответственности производителя за произведенную им продукцию на протяжении всего жизненного цикла, включая и стадию его конечной утилизации.

РОП (расширенная ответственность производителя) − стратегия в области охраны окружающей среды, направленная на снижение негативного воздействия на экологию, оказываемого продукцией на протяжении всего жизненного цикла путем возложения ответственности за ущерб, наносимый продукцией и, особенно, обязанности по сбору, переработке и окончательной утилизации продукта на ее производителя или импортера.

Позднее принцип РОП был внедрен на уровне ЕС, он используется в большинстве стран мира.

Идея РОП:

Стратегия управления, которая уже на этапе производства продукции побуждает производителей учитывать экологические последствия.

Цели РОП:

Сократить образование отходов и повысить степень использования (переработки) продукции за счет:

  1. предотвращения образования отходов;
  2. использования экологически более приемлемых материалов и процессов;
  3. создания замкнутых циклов использования материальных ресурсов;
  4. создания продуктов с длительным сроком службы;
  5. производства легко перерабатываемых продуктов;
  6. увеличения процента вторичной переработки и повторного использования материалов;
  7. возложения затрат за управление отходами на производителя в соответствии с принципом «загрязнитель платит».

Системы РОП:

  • Индивидуальная ответственность производителя: производитель сам организует сбор и переработку использованной продукции
  • Коллективная ответственность производителя: Правительством утверждается либо производители образуют объединение, организующее сбор и обработку использованной продукции на средства членских взносов (Оператор РОП).

Товары РОП (как правило, в большинстве стран)

  • автомобили, материалы и оборудование к ним (аккумуляторы, масла, автошины),
  • упаковка (бумажная, пластмассовая, стеклянная, металлическая),
  • электрическое и электронное оборудование (батарейки, аккумуляторы, компьютеры, бытовая техника),
  • химические вещества, применяемые в быту (растворители, краски),
  • медицинские препараты,
  • ковры,
  • строительные материалы,
  • офисные канцелярские принадлежности, мебель.

Типы РОП:

  • Обязательная
  • Добровольная

Табл. 1. Механизмы РОП

Механизмы Стимулирующие сбор и
повторное использование
Стимулирующие вторичную
переработку
Цель Обеспечить количество и
качество входящего потока
Собирать больше
Обеспечить вовлечение
вторичных ресурсов в оборот
Перерабатывать лучше
Способы Обязательный возврат
использованной продукции:
электрическое и электронное
оборудование, транспортные средства
Залогово-возвратная система:
тара при покупке напитков
Экологический сбор с
производителей опасных и
сложных в переработке товаров:
жевательная резинка, сигареты,
подгузники
Задачи Обеспечить поток отходов на переработку (высокий по качеству,
достаточный по количеству)
Поддержать переработчика (рентабельность переработки и спрос на
вторичную продукцию)
Решения
  • Широкая сеть пунктов сбора
  • Просвещение населения (что и куда сдавать)
  • Доступ переработчика к потоку отходов
  • Экономическая поддержка переработчика (на первом этапе)
  • Стимулирование спроса на втор. продукцию

Табл. 2. Участники РОП

Участник Роль
Потребитель сортировка и возврат использованных товаров / вторичных материалов
Производитель
(переработчик)
  • добросовестно исполняет обязательства по переработке самостоятельно или через коллективные системы
  • использует систему маркировки упаковки для обеспечения раздельного сбора в источнике образования отходов
Оператор РОП
  • ведет учет объемов продаж и импорта и определяет план выполнения обязательств производителя
  • ведет отчетность от имени производителя
  • организует сбор, обработку и утилизацию использованных товаров через заключение договоров с перерабатывающими предприятиями
  • ведет администрирование операций, связанных с реализацией
    РОП, в т.ч. уплату утилизационных сборов
Местная власть обеспечивает инфраструктуру раздельного сбора по товарам, на которые распространяется РОП
Государство
  • законотворческая деятельность и надзор
  • определяет перечень товаров под РОП
  • утверждает нормы утилизации по каждому товару под РОП

Табл. 3. Схемы реализации РОП

Схема 1 Схема 2
  • Один Оператор РОП на рынке, ответственный за сбор и переработку
  • Все производители и импортеры уплачивают взносы

Индивидуальная ответственность возможна, но без зачета исполненных обязательств (размер взноса не меняется)

  • То же что Схема 1

Индивидуальная ответственность возможна с зачетом исполненных обязательств (размер взноса уменьшается)

Схема 3 Схема 4
  • Число Операторов РОП не ограничено
  • Зоны ответственности распределяет муниципалитет или федеральный орган
  • Все производители действуют через объединения

Индивидуальная ответственность возможна, но без зачета исполненных обязательств (размер взноса не меняется)

  • То же что Схема 3

Индивидуальная ответственность возможна с зачетом исполненных обязательств (размер взноса уменьшается)

Типы финансовой ответственности РОП

Cуществует большое разнообразие схем РОП, среди которых можно выделить следующие:

«Простая» финансовая ответственность: производители не имеют каких-либо обязательств, кроме как финансировать существующие каналы управления отходами (например, через чеки за переработку упаковки/ Packaging Recovery Notes в Великобритании). У этой модели есть несколько других стимулов для улучшения управления отходами, помимо финансового стимулирования (рисунок).

Финансовая ответственность по договорам с муниципалитетами: производители устанавливают контракты с муниципалитетами для сбора и обработки отходов (например, упаковки во Франции). Мотивация производителей для улучшения управления отходами зависит от вида договора. Финансовый взнос производителей обусловлен результатами достигнутых всеми предприятиями муниципалитета по сбору и/или скорости вторичной переработки.

Финансовая ответственность и частичная организационная ответственность: Некоторые виды деятельности находятся в ведении муниципальных образований (например, сбор осуществляется операторами сбора бытового мусора или по контракту частным компаниям), при финансовой поддержке от производителей, в то время как другие виды деятельности (например, сортировка, извлекаемых материалов для перепродажи ) находятся под ответственностью производителей (например, упаковка в Бельгии).

Финансовая ответственность и полную организационную: производители используют профессиональных субподрядчиков по сбору и обработке отходов (например, электронные и электрические отходы во Франции) или имеют собственную часть инфраструктуры для сбора и обработки (например, отходы упаковки в Германии)

Принципы реализации РОП:

    1. Поэтапное расширение перечня товаров;
    2. Средства взносов идут переработчику\сборщику на цели утилизации;
    3. Установление размера взноса пропорционально:
      • доле рынка выпущенной продукции;
      • количеству или массе вышедшей из употребления продукции или массе упаковки;
    4. Постоянный мониторинг системы РОП и обновление законодательства;

Результаты отсутствия РОП:

  • нет необходимости снижать расходы на утилизацию;
  • операторы вне конкурентного поля;
  • никого не беспокоит экологичность продукции;
  • нет контроля за процессами сбора и переработки/утилизации отходов;

Законодательная база для внедрения Расширенной ответственности производителей на уровне ЕС представлена как общим законодательством об управлении отходами

  • Рамочная директива по отходам 2008/98/ЕС,

так и специальными директивами, которыми устанавливаются рамки повторного использования и вторичной переработки отходов:

  • отходов упаковки 2004/12/ЕС;
  • аккумуляторных батарей 2006/66/ЕС;
  • электрического и электронного оборудования 2012/19/ЕС;
  • вышедших из эксплуатации транспортных средств 2000/53/ЕС;

требования которых были впоследствии включены в соответствующее национальное законодательство стран-членов ЕС. В последних трех директивах содержатся непосредственные требования и рекомендации о создании в странах-членах систем РОП в отношении товаров, о которых идет речь в этих директивах. Хотя директива 2004/12/ЕС не предусматривается обязательство создания РОП в отношении упаковки, большинство стран-членов выбрали этот вариант.

  • фармацевтические товары,
  • текстиль,
  • мебель,
  • передвижные дома,
  • хлорированные жидкие хладагенты,
  • масла и смазки,
  • инфекционные медицинские отходы,
  • тара для средств защиты растений и неиспользованные препараты,
  • упаковка для удобрений и почвоулучшителей,
  • упаковка для семян и растений,
  • картриджи для офисных компьютеров.

Табл. 4. Календарь реализации РОП в некоторых странах

Европа 1991 Батарейки и аккумуляторы
1994 Упаковка
2000 Транспортные средства
2002 Электротехнические и электронные приборы (ЭЭ приборы)
2006 Батарейки и аккумуляторы (обновления)
2012 ЭЭ приборы (обновления)
Корея 2003 Тара и упаковка, шины, масла, батарейки, электронные приборы, лампы
2005 Строительные отходы, пищевые отходы
Япония 2000 Тара и упаковка
2001 Крупная бытовая техника
2001 Пищевые отходы
2002 Строительные отходы
2005 Транспортные средства
2012 Малая бытовая техника
Китай 1989 Цементные мешки
1997 Батарейки, продукты содержащие ртуть,
2002 Упаковка
2001 Транспортные средства
2009 ЭЭ приборы

 

2016-2018 © ТОО «Оператор РОП»
Любое использование материалов сайта recycle.kz допускается только с письменного разрешения ТОО «Оператор РОП».
Показатели сбора и переработки отходов (подпадающих под действие РОП):
Пластик
33316.397 тонн
Стекло
67603.583 тонн
Макулатура
102433.576 тонн
Металлическая упаковка
651.793 тонн
Автокомпоненты
247797.921 тонн
Принято на утилизацию:
ВЭТС
143384