RU KZ

Проект «Утиль от А до Я»

«Утиль от А до Я»

Проект для детей разного возраста с целью экологического воспитания и образования.  Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. «Человек и природа» - философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Зачем нужен «Утиль от А до Я»?

Современная ситуация в области обращения с отходами является крайне неблагополучной и сопровождается интенсивным ростом образования отходов, что безусловно представляет одну из угроз экологической безопасности страны. В настоящее время ежегодно в Казахстане образуется около 5 миллионов тонн отходов, из которых перерабатывается всего 5 %. Все остальное просто вывозится на полигоны недалеко от города. В среднем принято считать, что на одного жителя в год накапливается 250 кг мусора.

Как отмечает большинство экспертов, одно из важнейших мест в области управления отходами занимает активность населения в программах раздельного сбора отходов, что, безусловно, зависит от уровня экологического образования населения. Многие европейские страны потратили не одно десятилетие, чтобы раздельный сбор твердых бытовых отходов стал неотъемлемой частью жизни населения. Как показывает опыт некоторых регионов нашей страны, в которых были организованы пилотные проекты, привлечь население к вопросам раздельного сбора отходов в нашей стране — достаточно сложная задача.

Для определения уровня экологического образования и интереса к вопросам раздельного сбора и вторичной переработки твердых бытовых отходов среди школьников города Астаны в рамках образовательного проекта «Утиль от А до Я» были проведены работы: экскурсия на мусороперерабатывающий завод и исследование в форме эксперимента.

Экскурсия

ТОО «Оператор РОП» совместно с управлением образования города Астаны и мусороперерабатывающим заводом (МПЗ) организовали образовательные экскурсионные работы. Экскурсии проводились в течение двух недель с 13 ноября по 24 ноября с участием учеников школы-лицея № 71 и школы-лицея № 35. В общей сложности в экскурсии участвовало 159 человек. Учащиеся 5, 6 и 7 классов посетили МПЗ и увидели каким образом прибывает мусор в огромных объемах на завод. Первичная реакция детей на мусор и саму экскурсию была негативной, так как на заводе присутствует специфический запах. Но чем дольше учащиеся находились на территории завода, тем быстрее менялось их мнение о деятельности завода.

Сотрудники завода показали весь процесс от разгрузки отходов до готовой продукции, которая получалась в итоге переработки. Экскурсоводы показали школьниками процесс сортировки отходов, где сотрудники завода вручную отделяют пластик, пакеты и другие виды отходов. Был на полностью показан и рассказан процесс, как полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки превращались в гранулы и  получали вторую жизнь в виде непищевой пленки и предметов домашнего обихода, будь то тазик, или ведро. Затем школьники отправлялись в пиролизный цех, где им объясняли, что переработанные машинные масла, неутильные фракции пластика, полиэтилена и полипропилена превращаются в энергию. Работники завода в подробностях рассказали для чего нужны пиролизные котлы и как они работают. Далее, школьники посещали цех, где производят эковату - строительный материал из макулатуры. Сотрудники завода объяснили, какова ценность их устаревших тетрадей и учебников в чистом виде.

Эксперимент

По окончанию экскурсии школьникам раздали листы с формой для проведения эксперимента. В течение недели школьники среднего звена записывали какой вид и в каком объеме выбрасывали отходы в специальную форму, разработанную организаторами проекта. Эксперимент проводился с 13 ноября по 4 декабря в городе Астане среди участников экскурсии. В нем приняло участие 82 человек (41 мальчик и 41 девочка) в возрасте от 12 до 14 лет. Статистическая погрешность не превышает 5%.

Стоит отметить, что результаты эксперимента нельзя считать точными для выявления морфологического состава отходов, так как школьники считали, в основном, тот вид отхода, который выбрасывали только они, а не все члены семьи. Однако, результаты данного эксперимента могут дать ясную картину того, какого вида отходов больше всего остается от школьников и тем самым, можем знать, на какие темы можно проводить открытые уроки, конкурсы и прочее.

Далее будут представлены графики результатов анкетирования.

На рисунке ниже скриншот формы заполнения эксперимента на русском и казахском языках.

На рисунке ниже представлен скриншот введенных данных в электронном формате

На рисунке ниже графически изображено общее количество мусора (в шт.), выброшенных в течение недели в помойное ведро одним человеком.

На рисунке ниже мы видим более подробный морфологический состав отходов в урне школьников

Итак, как мы видим, львиную долю мусора ученика среднего звена составляют пищевые отходы (преимущественно, остатки от фруктов) и канцелярские принадлежности. Из этого следует, что в скором времени можно провести работы или эксперимент с использованием органических отходов (например, сделать перегной для почвы) и хэнд-мейд мастер-классы с целью утилизации отходов канцелярских товаров.

В ближайшем будущем, также планируется проведение экскурсии в компанию «Экопак» для демонстрации утилизации и вторичного использования бумаги, а также просветительская работа в игровой форме в дошкольных образовательных учреждениях.

2016-2018 © ТОО «Оператор РОП»
Любое использование материалов сайта recycle.kz допускается только с письменного разрешения ТОО «Оператор РОП».
Показатели сбора и переработки отходов (подпадающих под действие РОП):
Пластик
33316.397 тонн
Стекло
67603.583 тонн
Макулатура
102433.576 тонн
Металлическая упаковка
651.793 тонн
Автокомпоненты
247797.921 тонн
Принято на утилизацию:
ВЭТС
143384