Система торговли выбросами

Система торговли выбросами

Система квотирования и торговли квотами на выбросы парниковых газов

Республика Казахстан подписала Парижское соглашение 2 августа 2016 года и ратифицировала его 4 ноября того же года. Все Стороны Парижского соглашения имеют свои собственные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Казахстан поставил перед собой амбициозную безусловную цель - к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 15% от уровня 1990 года.

Одним из основных инструментов достижения вышеупомянутой цели является Система торговли выбросами (СТВ).

В Экологическом кодексе Республики Казахстан от 2 января 2021 года вопросу государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов посвящена Глава 20 (https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400).

Первая пилотная фаза СТВ началась в 2013 году (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001588); второй этап был в 2014-2015 годах (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001536) необходимо отметить, что именно в этот период в 2014 году квоты впервые были проданы на бирже. В 2015 году был разработан 3-й Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, однако в 2016 году систему пришлось приостановить для улучшений, особенно в части распределения квот. После внесения комплексных поправок был запущен третий торговый период СТВ с 1 января 2018 года (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000873). 

Казахстанская СТВ охватывает нефтегазовую промышленность, энергетический сектор, горнодобывающую, металлургическую, химическую промышленность, а также обрабатывающую промышленность, связанную с производством строительных материалов, таких как цемент, известь, гипс и кирпич. Количество выбросов в 20 000 тонн диоксида углерода в год используется в качестве порогового значения, в соответствии с которым установки включаются в Национальный план распределения углеродных квот (НПР). На сегодняшний день СТВ охватывает (квотирует) только выбросы углекислого газа.

В части требований мониторинга, отчетности, верификации (monitoring, reporting, verification – MRV), используется оценочный (расчетный) метод, предполагающий проверку третьей стороной.

Следующие улучшения были проведены во время двухлетнего перерыва:
- внедрение электронной отчетности по выбросам парниковых газов;
- компетенция по аккредитации органов по валидации и верификации была передана Национальному центру аккредитации;
- принятие удельных коэффициентов выбросов парниковых газов (бенчмарков). Бенчмарк для цели квотирования в СТВ РК – это показатель выбросов СО2 на единицу производимой субъектом квотирования продукции. Действующие бенчмарки были рассчитаны путем расчета выбросов СО2 при производстве продукции за 2013-2015 гг. (среднее значение). Разработаны и утверждены 52 бенчмарка для электроэнергетики, промышленности и нефтегазового сектора (https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015396). 

С 2021 года квотирование установок осуществляется полностью на основе применения метода бенчмаркинга. Квоты на выбросы парниковых газов в НПР на 2021 год были рассчитаны путем умножения бенчмарков на среднее значение производства продукции за 2017-2019 гг (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000006).

В проекте НПР на 2022-2025 гг. квоты для квотируемых установок были рассчитаны также полностью путем применения метода бенчмаркинга. Углеродные квоты в НПР на 2022-2025 гг. были рассчитаны путем умножения бенчмарков на среднее значение производства продукции за 2017-2019 гг. с учетом обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.



Краткий алгоритм функционирования СТВ РК

Субъект квотирования до первого апреля текущего года обязан заполнить в государственном углеродном кадастре электронную форму отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов за предыдущий год.

На основании отчетов об инвентаризации выбросов парниковых газов формируется перечень квотируемых установок, подлежащих включению в Национальный план углеродных квот.

Количество единиц углеродной квоты для квотируемых установок, подлежащее бесплатному распределению, рассчитывается путем применения бенчмарков.

Национальный план углеродных квот разрабатывается и утверждается на соответствующий пятилетний период.

Углеродная квота, определенная в Национальном плане углеродных квот для каждой квотируемой установки, зачисляется на соответствующий счет оператора квотируемой установки в государственном реестре углеродных единиц.

После предоставления субъектом квотирования ежегодного отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов производится погашение квот (изъятие из обращения углеродных единиц в соответствии с верифицированными выбросами СО2).

Единицы углеродной квоты, образованные за счет снижения мощности квотируемой установки, не могут быть проданы и подлежат возврату в резерв Национального плана углеродных квот.

Под снижением мощности понимается снижение годового объема добычи, производства, переработки и (или) транспортировки продукции.

При увеличении мощности квотируемой установки субъект квотирования обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительной углеродной квоты.

Также субъект квотирования при профиците/дефиците квот может продать/купить углеродные квоты через товарную биржу или посредством заключения прямой сделки в порядке, определенном Правилами торговли углеродными единицами (https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023719). 

В государственном реестре углеродных единиц производятся все трансакции с углеродными единицами (изъятие, погашение, покупка, продажа, получение основной/дополнительной квоты и т.д.).

В государственном углеродном кадастре содержатся в электронном виде отчетные данные предприятий (отчеты об инвентаризации выбросов парниковых газов).



Информация об объемах выданных дополнительных углеродных квот на 2021 отчетный год

Согласно Правилам государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов, утвержденным приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 марта 2022 года № 91, информация об объемах дополнительной углеродной квоты, выданных бесплатно по каждой установке, публикуется на официальном интернет-ресурсе оператора системы торговли углеродными единицами.

Субъект квотирования обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительной углеродной квоты при отсутствии или недостаточности объема основной углеродной квоты в случае увеличения мощности квотируемой установки в период действия Национального плана углеродных квот.

Под увеличением мощности понимается увеличение годового объема добычи, производства, переработки и (или) транспортировки продукции.

В приведенной ниже таблице приведена информация о квотируемых установках субъектов квотирования, получивших объемы дополнительных углеродных квот на 2021 год.

Таблица 1. Перечень установок с выданным объемом дополнительных квот на 2021 год

Наименование предприятия

Наименование установки

Выданный объем дополнительных квот, тонн СО2
Категория
Электроэнергетика
1 ТОО «Согринская теплоэлектроценраль»

Согринская теплоэлектроцентраль

35 809
увеличение мощности
2 ТОО «Экибастуская ГРЭС-1 имени Булата Нуржанова» Экибастузская тепловая электрическая станция имени Булата Нуржанова
3 456 254
увеличение мощности
3 АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»

Станция Экибастузская государственная районная электростанция - 2

741 585
увеличение мощности
4 ТОО «Уральская газотурбинная электростанция»

Уральская газотурбинная электростанция

38 575
увеличение мощности
5 ТОО «Батыс Пауэр»
ГТЭС-200 УРАЛЬСК. Первый пусковой комплекс 188 662
увеличение мощности
6 ТОО «Усть- Каменогорская ТЭЦ»

Усть-Каменогорская теплоэлектро централь

256 397
увеличение мощности
7 АО «Усть-Каменогорские тепловые сети»
Котельная № 2
41 103
увеличение мощности
Котельная № 3
792
8

ТОО «Шахтинсктеплоэнерго»

Котельный цех
17 294
увеличение мощности
9 ТОО «Востокэнерго»

Усть-Таловский энергоцех, п. Усть-Таловка

13 755
увеличение мощности
10 ТОО «Степногорская ТЭЦ»

Степногорская теплоэлектро централь

156 750
увеличение мощности
11 АО «СЕВКАЗЭНЕРГО»

Петропавловская теплоэлектро централь - 2

49 958
увеличение мощности
12 ГКП на ПХВ Кокшетау Жылу при акимате города Кокшетау Районная котельная № 2
53 229
увеличение мощности
13 ТОО Мангистауский атомный энергетический комбинат – Казатомпром

Теплоэлектро централь № 2

16 841
увеличение мощности
14 ТОО Айтас-энерго
Айтас-энерго
3 416
увеличение мощности
15 ТОО Kazakhmys Distribution (Казахмыс Дистрибьюшн)

Тепловая станция № 2

39 221
увеличение мощности
16 ТОО Главная распределительная энергостанция Топар
ГРЭС
32 526 увеличение мощности
17 АО Атырауская ТЭЦ

Атырауская теплоэлектро централь

266 321
увеличение мощности
18 ТОО Караганда Энергоцентр

Карагандинская теплоэлектро централь – 1

20 768
увеличение мощности

Карагандинская теплоэлектро централь - 3

92 973

Итого:

5 522 229

Нефтегазовая сфера
1 ТОО Атырауский нефтеперерабатывающий завод Атырауский нефтеперерабатывающий завод
146 279
увеличение мощности
2 АО Интергаз Центральная Азия
Управление магистральных газопроводов Атырау
124 730
увеличение мощности
Управление магистральных газопроводов Актобе
124 237
Управление магистральных газопроводов Тараз
20 192
Управление магистральных газопроводов Актау
33 843
3 АО Кожан
Морское, включая блок Огайское
7 523
увеличение мощности
4 ТОО Газопровод «Бейнеу-Шымкент»
Магистральный газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент»
229 071
увеличение мощности
Компрессорная станция № 1 Бозой
68 069
5 ТОО Ком-Мунай
Ком-мунай
22 357
увеличение мощности
6 АО КМК Мунай
Кокжиде, Кумсай, Мортук
180 628
увеличение мощности
7 АО ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз
ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз
189 880
увеличение мощности
8 ТОО Казахойл Актобе
Казахойл Актобе
12 450
увеличение мощности

Итого:

1 159 259

Остальные сферы деятельности
1 АО Казахстанский электролизный завод Цех по производству электродов
2 551
увеличение мощности
Цех электролиза
5 274
2 АО ССГПО
Фабрика производства окатышей
42 446
увеличение мощности
Теплоэлектроцентраль
234 173
Фабрика рудоподготовки и обогащения (ФРПО)
17 160
3 ТОО Силикат
Силикат
47 942
увеличение мощности
4 ТОО ПО Кокше-Цемент
Цементный завод
239 758
увеличение мощности
5 АО Шымкентцемент
Шымкентцемент
209 727
увеличение мощности
6 ТОО Кентавр
Завод по производству спирта
21 699
увеличение мощности
7 ТОО Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)
Жезказганский медеплавильный завод, Жезказганская площадка 7 014
увеличение мощности
8 АО Темиртауский электрометаллургический комбинат Химико-металлургический завод
556 увеличение мощности
9 АО Актюбинский завод хромовых соединений
Актюбинский завод хромовых соединений
32 519 увеличение мощности

Итого:

860 819
Всего: 7 542 307


Согласно данным Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, общее количество выданных дополнительных углеродных квот составляет 7 542 307 квот.

В связи с увеличением мощности установок восемнадцать предприятий в электроэнергетической сфере деятельности получили 5 522 229 дополнительных квот на 2021 год.

В связи с увеличением мощности установок восемь предприятий в нефтегазовой сфере деятельности получили 1 159 259 дополнительных квот на 2021 год.

По всем остальным квотируемым секторам количество дополнительных углеродных квот составляет 860 819 квот.

EcoQolday
Telegram-бот по вопросам утилизационных платежей, а также утилизации транспортных средств
Сведения o переработчиках
Пункты приема ТБО