Биржевая котировка единицы углеродной квоты согласно последней биржевой сделки | 397₸ |
Система квотирования и торговли квотами на выбросы парниковых газов
Республика Казахстан подписала Парижское соглашение 2 августа 2016 года и ратифицировала его 4 ноября того же года. Все Стороны Парижского соглашения имеют свои собственные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Казахстан поставил перед собой амбициозную безусловную цель - к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 15% от уровня 1990 года.
Одним из основных инструментов достижения вышеупомянутой цели является Система торговли выбросами(СТВ).
В Экологическом кодексе Республики Казахстан от 2 января 2021 года вопросу государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов посвящена Глава 20(https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400).
Первая пилотная фаза СТВ началась в 2013 году(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001588);второй этап был в 2014-2015 годах(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001536)необходимо отметить, что именно в этот период в 2014 году квоты впервые были проданы на бирже. В 2015 году был разработан 3-й Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, однако в 2016 году систему пришлось приостановить для улучшений, особенно в части распределения квот. После внесения комплексных поправок был запущен третий торговый период СТВ с 1 января 2018 года(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000873).
Казахстанская СТВ охватывает нефтегазовую промышленность, энергетический сектор, горнодобывающую, металлургическую, химическую промышленность, а также обрабатывающую промышленность, связанную с производством строительных материалов, таких как цемент, известь, гипс и кирпич. Количество выбросов в 20 000 тонн диоксида углерода в год используется в качестве порогового значения, в соответствии с которым установки включаются в Национальный план распределения углеродных квот(НПР). На сегодняшний день СТВ охватывает(квотирует)только выбросы углекислого газа.
В части требований мониторинга, отчетности, верификации(monitoring, reporting, verification – MRV), используется оценочный (расчетный) метод, предполагающий проверку третьей стороной.
Следующие улучшения были проведены во время двухлетнего перерыва:
- внедрение электронной отчетности по выбросам парниковых газов;
- компетенция по аккредитации органов по валидации и верификации была передана Национальному центру аккредитации;
- принятие удельных коэффициентов выбросов парниковых газов (бенчмарков). Бенчмарк для цели квотирования в СТВ РК – это показатель выбросов СО2 на единицу производимой субъектом квотирования продукции. Действующие бенчмарки были рассчитаны путем расчета выбросов СО2 при производстве продукции за 2013-2015 гг. (среднее значение). Разработаны и утверждены 52 бенчмарка для электроэнергетики, промышленности и нефтегазового сектора(https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015396).
С 2021 года квотирование установок осуществляется полностью на основе применения метода бенчмаркинга. Квоты на выбросы парниковых газов в НПР на 2021 год были рассчитаны путем умножения бенчмарков на среднее значение производства продукции за 2017-2019 гг(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000006).
В проекте НПР на 2022-2025 гг. квоты для квотируемых установок были рассчитаны также полностью путем применения метода бенчмаркинга. Углеродные квоты в НПР на 2022-2025 гг. были рассчитаны путем умножения бенчмарков на среднее значение производства продукции за 2017-2019 гг. с учетом обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.
Субъект квотирования до первого апреля текущего года обязан заполнить в государственном углеродном кадастре электронную форму отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов за предыдущий год.
На основании отчетов об инвентаризации выбросов парниковых газов формируется перечень квотируемых установок, подлежащих включению в Национальный план углеродных квот.
Количество единиц углеродной квоты для квотируемых установок, подлежащее бесплатному распределению, рассчитывается путем применения бенчмарков.
Национальный план углеродных квот разрабатывается и утверждается на соответствующий пятилетний период.
Углеродная квота, определенная в Национальном плане углеродных квот для каждой квотируемой установки, зачисляется на соответствующий счет оператора квотируемой установки в государственном реестре углеродных единиц.
После предоставления субъектом квотирования ежегодного отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов производится погашение квот (изъятие из обращения углеродных единиц в соответствии с верифицированными выбросами СО2).
Единицы углеродной квоты, образованные за счет снижения мощности квотируемой установки, не могут быть проданы и подлежат возврату в резерв Национального плана углеродных квот.
Под снижением мощности понимается снижение годового объема добычи, производства, переработки и (или) транспортировки продукции.
При увеличении мощности квотируемой установки субъект квотирования обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительной углеродной квоты.
Также субъект квотирования при профиците/дефиците квот может продать/купить углеродные квоты через товарную биржу или посредством заключения прямой сделки в порядке, определенном Правилами торговли углеродными единицами(https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023719).
В государственном реестре углеродных единиц производятся все трансакции с углеродными единицами (изъятие, погашение, покупка, продажа, получение основной/дополнительной квоты и т.д.).
В государственном углеродном кадастре содержатся в электронном виде отчетные данные предприятий (отчеты об инвентаризации выбросов парниковых газов).
В приведенной ниже таблице содержится информация об объемах дополнительной углеродной квоты, выданных бесплатно по каждой установке, на 2022 отчетный год.
№ | Наименование предприятия |
Наименование установки |
Выданный объем дополнительных углеродных квот, тонн СО2 |
1 |
ТОО «Каракудукмунай» |
Каракудукмунай |
23 608 |
2 |
ТОО «Ком-Мунай» |
Ком-мунай |
22 521 |
3 |
АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» |
ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз |
144 912 |
4 |
ТОО «ТЕНГИЗШЕВРОЙЛ» |
Тенгизшевройл |
3 699 |
5 |
ТОО «ТузкольМунайГаз Оперейтинг» |
Западный Тузколь, Кетеказган |
30 180 |
6 |
ТОО «Жаикмунай» |
Жаикмунай |
14 937 |
7 |
ТОО «Казахойл Актобе» |
Казахойл Актобе |
23 512 |
8 |
ТОО «САУТС-ОЙЛ» |
Кенлык |
44981 |
9 |
ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» |
ПетроКазахстан Ойл Продактс |
521 553 |
10 |
ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» |
Атырауский нефтеперерабатывающий завод |
72 192 |
11 |
АО «Конденсат» |
Конденсат |
56 297 |
12 |
АО «Интергаз Центральная Азия» |
Управление магистральных газопроводов «Актобе» |
25 694 |
13 |
АО «КМК Мунай» |
Кокжиде, Кумсай, Мортук |
178 994 |
14 |
ТОО «Кен-Сары» |
Кен-Сары |
17 065 |
15 |
ТОО «Газопровод «Бейнеу-Шымкент» |
Магистральный газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент» |
289 480 |
16 |
Компрессорная станция № 1 Бозой |
87 382 |
|
17 |
АО «КоЖаН» |
Морское, включая блок Огайское |
2 986 |
18 |
АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» |
Фабрика производства окатышей |
24 376 |
Теплоэлектроцентраль |
113 728 |
||
19 |
ТОО «Актюбинская медная компания» |
Газопоршневая станция № 1 |
10 546 |
20 |
ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)» |
Жезказганский медеплавильный завод, Жезказганская площадка |
14 172 |
21 |
АО «Темиртауский электрометаллургический комбинат» |
Химико-металлургический завод |
1 382 |
22 |
ТОО «Экибастузская ГРЭС-1 имени Булата Нуржанова» |
Экибастузская тепловая электрическая станция имени Булата Нуржанова |
3 313 307 |
23 |
АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» |
Станция Экибастузская государственная районная электростанция - 2 |
424 108 |
24 |
АО «Астана-Энергия» |
Теплоэнергоцентраль - 1 |
81 614 |
25 |
Теплоэнергоцентраль - 2 |
74 885 |
|
26 |
ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» |
Усть-Каменогорская теплоэлектроцентраль |
93 602 |
27 |
ТОО «Степногорская ТЭЦ» |
Степногорская теплоэлектроцентраль |
167 294 |
28 |
ТОО «Согринская ТЭЦ» |
Согринская теплоэлектроцентраль |
60 882 |
29 |
ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу» при акимате города Кокшетау |
Районная котельная № 2 |
46 037 |
30 |
КГП «Тепловодоцентраль» акимата района Алтай |
Районная котельная г. Алтай |
1 331 |
31 |
Котельная г. Серебрянск |
2 091 |
|
32 |
ТОО «Шахтинсктеплоэнерго» |
Котельный цех |
11 899 |
33 |
АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» |
Котельная № 2 |
52 665 |
34 |
Котельная № 3 |
482 |
|
35 |
ТОО «Айтас-энерго»" |
Айтас-энерго |
11 866 |
36 |
ТОО «Kazakhmys Distribution» (Казахмыс Дистрибьюшн) |
Тепловая станция № 2 |
21 639
|
37 |
ТОО «Востокэнерго» |
Усть-Таловский энергоцех, п. Усть-Таловка |
12 543 |
38 |
Жезкентский энергоцех, п. Жезкент |
3 251 |
|
39 |
ТОО «Мангистауский атомный энергетический комбинат – Казатомпром» |
Теплоэлектроцентраль № 2 |
188 043
|
40 |
АО «Жамбылская ГРЭС им. Т.И. Батурова» |
Жамбылская государственная районная электростанция имени Т.И. Батурова |
976 879 |
41 |
АО «Атырауская ТЭЦ» |
Атырауская теплоэлектроцентраль |
157 632 |
42 |
АО «3-Энергоорталык» |
Теплоэлектроцентраль - 3 |
252 811 |
43 |
АО «Кристалл Менеджмент» |
Газотурбинная электростанция Акшабулак |
9 167 |
44 |
ТОО «Уральская газотурбинная электростанция» |
Уральская газотурбинная электростанция |
56 572 |
45 |
ГКП «Кызылордатеплоэлектроцентр» на ПХВ управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кызылординской области» |
Станция когенерационная газотурбинная электростанция, газотурбинная установка № 1, 2, 3 |
57 790 |
46 |
ТОО «Алматытеплокоммунэнерго» |
Районная котельная "Орбита" |
70 009 |
47 |
Премьера |
31 703 |
|
48 |
ТОО «Таразский сахарный завод» |
Тепловая электроцентраль Таразского сахарного завода |
16 209 |
49 |
КГП «Управление жилищно-коммунального реформирования» при акимате города Приозерска |
Котельная № 1 |
3 586 |
50 |
ТОО «Батыс Пауэр» |
ГТЭС-200 УРАЛЬСК. Первый пусковой комплекс |
97 693 |
51 |
ГКП «Теплоэнергия» п. Глубокое акимата Глубоковского района на ПХВ |
Котельная п. Глубокое |
1 702 |
52 |
ТОО «Кентавр» |
Завод по производству спирта |
14 711 |
53 |
АО «Актюбинский завод хромовых соединений» |
Актюбинский завод хромовых соединений |
12 421 |
54 |
ТОО «Компания Гежуба Шиели Цемент» |
Компания Гежуба Шиели Цемент |
373 641 |
55 |
АО «Шымкентцемент» |
Шымкентцемент |
239 277 |
56 |
ТОО «Стройдеталь» |
Цех № 4 (цех керамзитного гравия и извести) |
1 657 |
ИТОГО |
8 665 196 |
Согласно данным Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан, общее количество выданных дополнительных углеродных квот на 2022 год составляет 8 665196 тонн двуокиси углерода.
Справочно:
Согласно Правилам государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов, утвержденным приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 марта 2022 года № 91, информация об объемах дополнительной углеродной квоты, выданных бесплатно по каждой установке, публикуется на официальном интернет-ресурсе оператора системы торговли углеродными единицами.
Субъект квотирования обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительной углеродной квоты при отсутствии или недостаточности объема основной углеродной квоты в случае увеличения мощности квотируемой установки в период действия Национального плана углеродных квот.
Под увеличением мощности понимается увеличение годового объема добычи, производства, переработки и (или) транспортировки продукции.
Согласно Правилам государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов, утвержденным приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 марта 2022 года № 91, информация об объемах дополнительной углеродной квоты, выданных бесплатно по каждой установке, публикуется на официальном интернет-ресурсе оператора системы торговли углеродными единицами.
Субъект квотирования обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительной углеродной квоты при отсутствии или недостаточности объема основной углеродной квоты в случае увеличения мощности квотируемой установки в период действия Национального плана углеродных квот.
Под увеличением мощности понимается увеличение годового объема добычи, производства, переработки и (или) транспортировки продукции.
В приведенной ниже таблице приведена информация о квотируемых установках субъектов квотирования, получивших объемы дополнительных углеродных квот на 2021 год.
Таблица 1. Перечень установок с выданным объемом дополнительных квот на 2021 год
№ |
Наименование предприятия |
Наименование установки |
Выданный объем дополнительных квот, тонн СО2 |
Категория
|
Электроэнергетика | ||||
1 | ТОО «Согринская теплоэлектроценраль» |
Согринская теплоэлектроцентраль |
35 809 | увеличение мощности |
2 | ТОО «Экибастуская ГРЭС-1 имени Булата Нуржанова» | Экибастузская тепловая электрическая станция имени Булата Нуржанова | 3 456 254 | увеличение мощности |
3 | АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» |
Станция Экибастузская государственная районная электростанция - 2 |
741 585 | увеличение мощности |
4 | ТОО «Уральская газотурбинная электростанция» |
Уральская газотурбинная электростанция |
38 575 | увеличение мощности |
5 | ТОО «Батыс Пауэр» | ГТЭС-200 УРАЛЬСК. Первый пусковой комплекс | 188 662 | увеличение мощности |
6 | ТОО «Усть- Каменогорская ТЭЦ» |
Усть-Каменогорская теплоэлектро централь |
256 397 | увеличение мощности |
7 | АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» | Котельная № 2 | 41 103 | увеличение мощности |
Котельная № 3 | 792 | |||
8 |
ТОО «Шахтинсктеплоэнерго» |
Котельный цех | 17 294 | увеличение мощности |
9 | ТОО «Востокэнерго» |
Усть-Таловский энергоцех, п. Усть-Таловка |
13 755 | увеличение мощности |
10 | ТОО «Степногорская ТЭЦ» |
Степногорская теплоэлектро централь |
156 750 | увеличение мощности |
11 | АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» |
Петропавловская теплоэлектро централь - 2 |
49 958 | увеличение мощности |
12 | ГКП на ПХВ Кокшетау Жылу при акимате города Кокшетау | Районная котельная № 2 | 53 229 | увеличение мощности |
13 | ТОО Мангистауский атомный энергетический комбинат – Казатомпром |
Теплоэлектро централь № 2 |
16 841 | увеличение мощности |
14 | ТОО Айтас-энерго | Айтас-энерго | 3 416 | увеличение мощности |
15 | ТОО Kazakhmys Distribution (Казахмыс Дистрибьюшн) |
Тепловая станция № 2 |
39 221 | увеличение мощности |
16 | ТОО Главная распределительная энергостанция Топар | ГРЭС | 32 526 | увеличение мощности |
17 | АО Атырауская ТЭЦ |
Атырауская теплоэлектро централь |
266 321 | увеличение мощности |
18 | ТОО Караганда Энергоцентр |
Карагандинская теплоэлектро централь – 1 |
20 768 | увеличение мощности |
Карагандинская теплоэлектро централь - 3 |
92 973 | |||
|
Итого: |
|
5 522 229 |
|
Нефтегазовая сфера | ||||
1 | ТОО Атырауский нефтеперерабатывающий завод | Атырауский нефтеперерабатывающий завод | 146 279 | увеличение мощности |
2 | АО Интергаз Центральная Азия | Управление магистральных газопроводов Атырау | 124 730 | увеличение мощности |
Управление магистральных газопроводов Актобе | 124 237 | |||
Управление магистральных газопроводов Тараз | 20 192 | |||
Управление магистральных газопроводов Актау | 33 843 | |||
3 | АО Кожан | Морское, включая блок Огайское | 7 523 | увеличение мощности |
4 | ТОО Газопровод «Бейнеу-Шымкент» | Магистральный газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент» | 229 071 | увеличение мощности |
Компрессорная станция № 1 Бозой | 68 069 | |||
5 | ТОО Ком-Мунай | Ком-мунай | 22 357 | увеличение мощности |
6 | АО КМК Мунай | Кокжиде, Кумсай, Мортук | 180 628 | увеличение мощности |
7 | АО ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз | ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз | 189 880 | увеличение мощности |
8 | ТОО Казахойл Актобе | Казахойл Актобе | 12 450 | увеличение мощности |
|
Итого: |
|
1 159 259 |
|
Остальные сферы деятельности | ||||
1 | АО Казахстанский электролизный завод | Цех по производству электродов | 2 551 | увеличение мощности |
Цех электролиза | 5 274 | |||
2 | АО ССГПО | Фабрика производства окатышей | 42 446 | увеличение мощности |
Теплоэлектроцентраль | 234 173 | |||
Фабрика рудоподготовки и обогащения (ФРПО) | 17 160 | |||
3 | ТОО Силикат | Силикат | 47 942 | увеличение мощности |
4 | ТОО ПО Кокше-Цемент | Цементный завод | 239 758 | увеличение мощности |
5 | АО Шымкентцемент | Шымкентцемент | 209 727 | увеличение мощности |
6 | ТОО Кентавр | Завод по производству спирта | 21 699 | увеличение мощности |
7 | ТОО Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг) | Жезказганский медеплавильный завод, Жезказганская площадка | 7 014 | увеличение мощности |
8 | АО Темиртауский электрометаллургический комбинат | Химико-металлургический завод | 556 | увеличение мощности |
9 | АО Актюбинский завод хромовых соединений | Актюбинский завод хромовых соединений | 32 519 | увеличение мощности |
|
Итого: |
|
860 819 |
|
Всего: | 7 542 307 |
|
Согласно данным Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстана
Национальный план углеродных квот на 2022-2025 годы был разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 290 Экологического кодекса РК.
Главная цель Национального плана углеродных квот заключается в квотировании выбросов двуокиси углерода от субъектов квотирования на период 2022-2025 гг., выбросы которых в 2020 году превышали 20 000 тонн двуокиси углерода с целью обеспечения выполнения национальных и международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов (далее – ПГ) на основе рыночного механизма торговли выбросами ПГ.
Согласно статье 291 Экологического кодекса РК, распределение единиц углеродной квоты среди субъектов квотирования осуществляется на условиях их бесплатного распределения и продажи посредством аукциона в пределах объемов, определенных Национальным планом углеродных квот.
Количество единиц углеродной квоты для квотируемых установок, подлежащее бесплатному распределению, рассчитывается путем применения бенчмарков в соответствии с правилами государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений ПГ, а также применения корректирующего коэффициента.
Под бенчмарком понимается удельный объем выбросов квотируемых ПГ на единицу продукции. Перечень бенчмарков в регулируемых секторах экономики разрабатывается и утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Распределение единиц углеродной квоты посредством их продажи на условиях аукциона осуществляется в соответствии со статьей 299 Экологического кодекса РК.
Для зачисления единиц углеродной квоты субъект квотирования открывает счет в государственном реестре углеродных единиц в соответствии с Правилами ведения государственного реестра углеродных единиц, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Углеродная квота зачисляется на соответствующий счет оператора квотируемой установки в государственном реестре углеродных единиц в течение десяти рабочих дней со дня утверждения Национального плана углеродных квот.
Единицы углеродной квоты в пределах действия Национального плана углеродных квот могут переноситься с одного отчетного периода на другой.
Неиспользованные (непогашенные) единицы углеродной квоты не переносятся в следующий Национальный план углеродных квот.
Срок действия единиц углеродной квоты ограничивается девяноста рабочими днями после даты окончания срока представления отчетности по последнему отчетному году соответствующего Национального плана углеродных квот, на основании которого они были распределены.
Электроэнергетическая промышленность
Всего по электроэнергетической промышленности на 2022 год количество выделенных квот составляет 95 304 595 единиц для 90 установок. Общий объем выбросов СО2 за 2022 год составляет 94 999 190 тонн.
Итого к изъятию в электроэнергетической промышленности подлежали 5 682 888 тонн СО2.
Итоговый объем профицита у установок равняется 3 586 790, а объем дефицита равняется -8 964 274. Общий баланс с учетом изъятия составляет -5 377 484.
В электроэнергетической промышленности по итогам 2022 года 11 операторов установок осуществили перераспределение 584 014 тонн квот между своими установками.
В электроэнергетической промышленности в общей сложности было выдано 6 299 292 единиц дополнительных квот 30 установкам.
В электроэнергетической промышленности были совершены продажи в количестве 1 476 927 единиц и покупки в количестве 2 846 166 единиц (Таблица 1).
Горнодобывающая промышленность
Всего по горнодобывающей промышленности в Казахстане количество выделенных квот согласно Национального плана углеродных квот на 2022 -2025 гг. (далее – НПР) составляет 7 334 212 единиц для 21 установки на 2022 год. Общий объем выбросов CO2 по горнодобывающей промышленности составляет 3 185 394 тонн.
По проведенным расчетам по списку операторов установок по изъятию по итогам 2022 года в горнодобывающей промышленности 303 765 тонн квот подлежали изъятию.
Итоговый объем профицита у установок равняется 3 996 967, а объем дефицита равняется -151 914. Общий баланс с учетом изъятия составляет 3 845 053.
В горнодобывающей промышленности по итогам 2022 года 3 оператора установок осуществили перераспределение 194 965 тонн квот между своими установками.
В горнодобывающей промышленности в общей сложности было выдано 148 650 дополнительных квот 3 установкам.
По горнодобывающей промышленности была произведена продажа в размере 1 144 895 квот, а покупка равняется 4 539 (Таблица 1).
Металлургическая промышленность
Всего по металлургической промышленности в Казахстане количество выделенных квот согласно НПР на 2022 год составляет 30 747 135 единиц для 19 установок. Общий объем выбросов CO2 по металлургической промышленности составляет 26 018 847 тонн.
Итого к изъятию в металлургической промышленности подлежали 3 819 274 тонн СО2.
Итоговый объем профицита у установок равняется 1 443 593, объем дефицита -534 579. Общий баланс с учетом изъятия составляет 909 014.
В металлургической промышленности по итогам 2022 года 4 оператора установок осуществили перераспределение 481 122 тонн квот между своими установками.
В металлургической промышленности в общей сложности было выдано 15 554 единиц дополнительных квот 2 установкам.
По металлургической промышленности в общей сложности была произведена покупка в размере 40 264 квот и продажа в количестве 5 195 квот (Таблица 1).
Обрабатывающая промышленность
Всего по обрабатывающей промышленности в Казахстане количество выделенных квот согласно НПР составляет 8 019 802 единицы квот для 14 установок на 2022 год. Общий объем выбросов CO2 по обрабатывающей промышленности составляет 7 542 324 тонны.
Итого к изъятию в обрабатывающей промышленности подлежали 235 598 тонн СО2.
Итоговый объем профицита у установок равняется 670 559, а объем дефицита равняется -428 678. Общий баланс с учетом изъятия составляет 241 881.
В обрабатывающей промышленности по итогам 2022 года 1 оператор установки осуществил перераспределение 24 872 тонн квот между своими установками.
В обрабатывающей промышленности в общей сложности было выдано 614 575 единиц дополнительных квот 3 установкам.
По обрабатывающей промышленности в общей сложности была произведена продажа в размере 49 093 квот и покупка в количестве 80 829 квот (Таблица 1).
Нефтегазовая промышленность
Всего по нефтегазовой промышленности в Казахстане количество выделенных квот согласно НПР составляет 23 039 146 единиц квот для 49 установок на 2022 год. Общий объем выбросов CO2 по нефтегазовой промышленности составляет 19 546 927 тонн.
По проведенным расчетам по списку операторов установок в нефтегазовой промышленности 1 412 463 тонн квот подлежали изъятию.
Итоговый объем профицита у установок равняется 3 712 154, а объем дефицита равняется -1 632 398. Общий баланс с учетом изъятия составляет 2 079 756.
В нефтегазовой промышленности по итогам 2022 года 3 оператора установок осуществили перераспределение 109 770 тонн квот между своими установками.
В нефтегазовой промышленности в общей сложности было выдано
1 559 993 единицы дополнительных квот 17 установкам.
В нефтегазовой промышленности были совершены продажи в количестве 370 454 единиц и покупки в количестве 414 769 единиц (Таблица 1).
Химическая промышленность
Всего по химической промышленности в Казахстане количество выделенных квот согласно НПР составляет 1 715 105 единиц для 7 установок на 2022 год. Общий объем выбросов CO2 по химической промышленности составляет 1 573 950 тонн.
По проведенным расчетам по списку операторов установок в химической промышленности 94 974 тонн квот подлежали изъятию.
Итоговый объем профицита у установок равняется 175 472, а объем дефицита равняется -129 291. Общий баланс с учетом изъятия составляет 46 181.
В химической промышленности по итогам 2022 года 2 оператора установки осуществили перераспределение 174 844 тонн квот между своими установками.
В связи с увеличением мощности в химической промышленности в общей сложности было выдано 27 132 единицы дополнительных квот 2 установкам.
По химической промышленности в общей сложности была произведена покупка в размере 49 510 квот, а продажа равняется 0 (Таблица 1).
Таблица 1. Данные по всем регулируемым секторам экономики за 2022 год
Регулируемый сектор экономики |
Объем углеродной квоты на 2022 год |
Общий объем выбросов СО2 по установкам за 2022 год |
Баланс углеродной квоты и выбросов |
Изъятие |
Перераспределение |
Дополнительные квоты |
Торги |
|
Продажа |
Покупка |
|||||||
Электроэнергетичекая промышленность |
95 304 595 |
94 999 190 |
305 405 |
5 682 888 |
584 014 |
6 299 292 |
1 476 927 |
2 846 166 |
Нефтегазовая промышленность |
23 039 146 |
19 546 927 |
3 492 219 |
1 412 463 |
109 770 |
1 559 993 |
370 454 |
414 769 |
Горнодобывающая промышленность |
7 334 212 |
3 185 394 |
4 148 818 |
303 765 |
194 965 |
148 650 |
1 144 895 |
4 539 |
Металлургическая промышленность |
30 747 135 |
26 018 847 |
4 728 288 |
3 819 274 |
481 122 |
15 554 |
5 195 |
40 264 |
Химическая промышленность |
1 715 105 |
1 573 950 |
141 155 |
94 974 |
174 844 |
27 132 |
0 |
49 510 |
Обрабатывающая промышленность |
8 019 802 |
7 542 324 |
477 478 |
235 598 |
24 872 |
614 575 |
49 093 |
80 829 |
Итоговый баланс по всем регулируемым секторам экономики
Сумма фактических выбросов за 2022 год по всем установкам, включенным в НПР на 2022-2025 гг., составляет 152 866 632 тонн. Итоговый объем квот по всем регулируемым секторам экономики с учетом изъятия, перераспределения, дополнительных квот, покупки/продажи составляет 163 665 687 единиц (Таблица 2).
Таблица 2. Итоговый баланс углеродных квот по всем регулируемым секторам экономики за 2022 год
Регулируемый сектор экономики |
Общая квота с учетом изъятия, доп. квот, покупки/продажи |
Фактические выбросы за 2022 год |
Итоговая разница |
Электроэнергетическая промышленность |
97 290 183 |
94 999 190 |
2 290 993 |
Нефтегазовая промышленность |
23 230 991 |
19 546 927 |
3 684 064 |
Горнодобывающая промышленность |
6 038 741 |
3 185 394 |
2 853 347 |
Металлургическая промышленность |
26 978 484 |
26 018 847 |
959 637 |
Химическая промышленность |
1 696 773 |
1 573 950 |
122 823 |
Обрабатывающая промышленность |
8 430 515 |
7 542 324 |
888 191 |
Итого |
163 665 687 |
152 866 632 |
10 799 055 |
Итоговое число профицита по всем секторам промышленности равняется 10 865 435, а число дефицита равняется - 66 380. Итоговая разница составляет 10 799 055 единиц. Таким образом, итоги 2022 отчетного года торгового периода СТВ РК показывают профицитный баланс системы (Таблица 3).
Таблица 3. Профицит, дефицит по всем регулируемым секторам экономики за 2022 год
Регулируемый сектор экономики |
Профицит |
Дефицит |
Итоговая разница |
|
|
||||
Электроэнергетическая промышленность |
2 343 523 |
-52 530 |
2 290 993 |
|
Нефтегазовая промышленность |
3 684 064 |
0 |
3 684 064 |
|
Горнодобывающая промышленность |
2 853 347 |
0 |
2 853 347 |
|
Металлургическая промышленность |
959 637 |
0 |
959 637 |
|
Химическая промышленность |
122 823 |
0 |
122 823 |
|
Обрабатывающая промышленность |
902 041 |
-13 850 |
888 191 |
|
Итого |
10 865 435 |
-66 380 |
10 799 055 |
|
Распределение единиц углеродной квоты по Национальному плану распределения квот на выбросы парниковых газов на 2021 год
Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов на 2021 год был разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан, Правилами распределения квот на выбросы парниковых газов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2021 года № 6, а также с учетом положений международных договоров Республики Казахстан в области изменения климата.
Главная цель Национального плана углеродных квот заключалась в квотировании выбросов двуокиси углерода от операторов установок на период 2021 года, выбросы которых в 2019 году превышали 20 000 тонн двуокиси углерода с целью обеспечения выполнения национальных и международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов на основе рыночного механизма торговли выбросами парниковых газов.
Согласно статье 291 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), распределение единиц углеродной квоты среди субъектов квотирования осуществляется на условиях их бесплатного распределения и продажи посредством аукциона в пределах объемов, определенных Национальным планом углеродных квот.
Количество единиц углеродной квоты для квотируемых установок, подлежащее бесплатному распределению, рассчитывается путем применения бенчмарков в соответствии с правилами государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов.
Под бенчмарком понимается удельный объем выбросов квотируемых парниковых газов на единицу продукции. Перечень бенчмарков в регулируемых секторах экономики разрабатывается и утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Распределение единиц углеродной квоты посредством их продажи на условиях аукциона осуществляется в соответствии со статьей 299 Кодекса.
Для зачисления единиц углеродной квоты субъект квотирования открывает счет в государственном реестре углеродных единиц в соответствии с Правилами ведения государственного реестра углеродных единиц, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Углеродная квота зачисляется на соответствующий счет оператора квотируемой установки в государственном реестре углеродных единиц в течение десяти рабочих дней со дня утверждения Национального плана углеродных квот. Единицы углеродной квоты в пределах действия Национального плана углеродных квот могут переноситься с одного отчетного периода на другой.
Неиспользованные (непогашенные) единицы углеродной квоты не переносятся в следующий Национальный план углеродных квот.
Срок действия единиц углеродной квоты ограничивается девяноста рабочими днями после даты окончания срока представления отчетности по последнему отчетному году соответствующего Национального плана углеродных квот, на основании которого они были распределены.
Общий объем квот на выбросы парниковых газов согласно Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов (далее - НПР) на 2021 год составил 169 187 227 углеродных единиц. Данный объем углеродных квот был бесплатно распределен среди 218 установок, осуществляющих деятельность в нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей (в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича) промышленности.
Согласно утвержденному Национальному плану для действующих установок на 2021 год, 57% от общей доли выданных углеродных квот (169 187 227 т) получил электроэнергетический сектор, 18% пришлось на металлургический сектор, 14% - на нефтегазовый сектор, по 5% пришлось на горнодобывающий и обрабатывающий секторы и наименьший 1% в этом списке принадлежит химическому сектору.
По данным отчетов об инвентаризации выбросов парниковых газов за 2021 год, предоставленных предприятиями, общее количество фактических выбросов СО2 установок, включенных в НПР на 2021 год, составило 159 349 537 тонн СО2.
Электроэнергетическая промышленность
Всего по электроэнергетической промышленности в Казахстане количество выделенных углеродных квот составляет 96 702 043 единицы для 90 установок.
В электроэнергетической промышленности по итогам 2021 года некоторые операторы установок осуществили перераспределение 746 169 тонн углеродных квот между своими установками.
По проведенным расчетам по списку операторов установок по изъятию углеродных квот по итогам 2021 года, в электроэнергетической промышленности 2 851 508 тонн углеродных квот подлежали изъятию.
Среди установок с распределенными для них объемами углеродных квот для электроэнергетической промышленности объем квот по НПР составляет 96 702 043 тонны, а общий объем фактических выбросов СО2 по установкам составляет 97 898 731 тонну.
Нефтегазовая промышленность
Всего по нефтегазовой промышленности в Казахстане количество выделенных углеродных квот согласно НПР составляет 23 534 528 единиц углеродных квот для 61 установки на 2021 год.
По итогам отчетного 2021 года в нефтегазовой промышленности было осуществлено перераспределение в количестве 65 149 углеродных квот.
По проведенным расчетам по списку операторов установок по изъятию углеродных квот по итогам 2021 года в нефтегазовой промышленности 1 646 349 тонн углеродных квот подлежали изъятию.
Среди установок с распределенными для них объемами углеродных квот для нефтегазовой промышленности объем углеродных квот по НПР составляет 23 534 528 тонн, а общий объем фактических выбросов СО2 по установкам составляет 20 244 129 тонн.
Горнодобывающая промышленность
Всего по горнодобывающей промышленности в Казахстане количество выделенных углеродных квот согласно НПР составляет 7 713 087 единиц углеродных квот для 24 установок на 2021 год.
По итогам отчетного года за 2021 год в горнодобывающей промышленности операторы установок осуществили перераспределение в количестве 132 382 углеродные квоты.
По проведенным расчетам по списку операторов установок по изъятию углеродных квот по итогам 2021 года, в горнодобывающей промышленности 263 610 тонн углеродных квот подлежали изъятию (Таблица 7 и 19).
Среди установок с распределенными для них объемами квот на выбросы парниковых газов для горнодобывающей промышленности объем углеродных квот по НПР составляет 7 713 087 тонн, а общий объем фактических выбросов СО2 по установкам составляет 3 503 745 тонн.
Металлургическая промышленность
Всего по металлургической промышленности в Казахстане количество выделенных углеродных квот согласно НПР на 2021 год составляет 31 310 811 единиц для 21 установки.
В металлургической промышленности по итогам 2021 года операторы установок осуществили перераспределение 235 131 углеродной квоты среди установок своих предприятий для погашения углеродных единиц.
По проведенным расчетам по списку операторов установок по изъятию углеродных квот по итогам 2021 года, в металлургической промышленности 2 183 080 тонн углеродных квот подлежали изъятию.
Среди установок с распределенными для них объемами квот на выбросы парниковых газов для металлургической промышленности объем углеродных квот по НПР составляет 31 310 811 тонн, а общий объем фактических выбросов СО2 по установкам составляет 28 440 426 тонн.
Химическая промышленность
Всего по химической промышленности в Казахстане количество выделенных углеродных квот согласно НПР составляет 1 741 223 единицы для 7 установок на 2021 год.
Некоторыми операторами установок в химической сфере деятельности было осуществлено перераспределение между установками в количестве 37 518 тонн углеродных квот.
Обрабатывающая (в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича) промышленность
Всего по обрабатывающему сектору в Казахстане количество выделенных квот согласно НПР составляет 8 185 535 единиц углеродных квот для 15 установок на 2021 год.
По проведенным расчетам по списку операторов установок по изъятию по итогам 2021 года, в обрабатывающей промышленности 203 246 тонн углеродных квот подлежали изъятию.
Таблица 1. Данные по всем регулируемым секторам экономики за 2021 год
Регулируемый сектор экономики |
Объем углеродной квоты на 2021 год |
Общий объем выбросов СО2 по установкам за 2021 год |
Баланс углеродной квоты и выбросов |
Изъятие |
Перераспределение |
Дополнительные квоты |
Торги |
|
Продажа |
Покупка |
|||||||
Электроэнергетичекая промышленность |
96 702 043 |
97 898 731 |
- 1 196 688 |
2 851 508 |
746 169 |
5 522 230 |
1 203 885 |
1 917 288 |
Нефтегазовая промышленность |
23 534 528 |
20 244 129 |
3 290 399 |
1 646 349 |
65 149 |
1 159 260 |
221 241 |
414 157 |
Горнодобывающая промышленность |
7 713 087 |
3 503 745 |
4 209 342 |
263 610 |
132 382 |
293 779 |
656 216 |
34 599 |
Металлургическая промышленность |
31 310 811 |
28 440 426 |
2 870 426 |
2 183 080 |
235 131 |
15 395 |
237 865 |
64 814 |
Химическая промышленность |
1 741 223 |
1 561 237 |
179 986 |
33 575 |
37 518 |
54 218 |
23 151 |
0 |
Обрабатывающая промышленность |
8 185 535 |
7 701 269 |
484 266 |
203 246 |
37 518 |
497 427 |
158 201 |
69 701 |
Итоговый баланс по всем регулируемым секторам экономики
В государственном реестре углеродных единиц производятся все трансакции с углеродными единицами (изъятие, погашение, покупка, продажа, получение основной/дополнительной углеродной квоты и т.д.). Ниже приведена таблица с данными по балансу единиц углеродных квот и объемов выбросов парниковых газов операторов установок, включенных в Национальный план на 2021 год.
Таблица 2. Итоговый баланс углеродных квот по всем секторам экномики за 2021 год
Секторы экономики |
Общая квота с учетом изъятия, доп. квот, покупки/продажи |
Фактические выбросы за 2021 год |
Итоговая разница |
Электроэнергетичекая промышленность |
100 086 166 |
97 898 731 |
2 187 437 |
Нефтегазовая промышленность |
23 240 355 |
20 244 129 |
2 996 226 |
Горнодобывающая промышленность |
7 121 639 |
3 503 745 |
3 617 894 |
Металлургическая промышленность |
28 970 075 |
28 440 426 |
529 649 |
Химическая промышленность |
1 738 715 |
1 561 237 |
177 477 |
Обрабатывающая промышленность |
8 391 216 |
7 701 269 |
689 947 |
ВСЕГО: |
169 548 167 |
159 349 537 |
10 198 630 |
Таблица 2. Профицит, дефицит по всем секторам экономики за 2021 год
Секторы экономики |
Профицит |
Дефицит |
Итоговая разница |
Электроэнергетичекая промышленность |
2 251 532 |
-64 095 |
2 187 437 |
Нефтегазовая промышленность |
2 996 226 |
0,00 |
2 996 226 |
Горнодобывающая промышленность |
3 617 894 |
0,00 |
3 617 894 |
Металлургическая промышленность |
529 649 |
0,00 |
529 649 |
Химическая промышленность |
177 477 |
0,00 |
177 477 |
Обрабатывающая промышленность |
734 157 |
-44 210 |
689 947 |
ИТОГО |
10 306 935 |
-108 305 |
10 198 630 |
Таким образом, итоги 2021 отчетного года показывают профицитный баланс системы.
АО «Жасыл даму» сообщает, что соглашение по реализации проекта «Партнерство по реализации рынка торговли выбросами» (далее – Проект) между Министерством экологии и природных ресурсов РК (далее - МЭПР РК) и Международным банком реконструкции и развития (далее - Соглашение) подписано 23 апреля 2024 года.
Цели Проекта заключаются в повышении эффективности Системы торговли квотами на выбросы (далее – СТВ) и поддержке расширения выплат за выбросы углерода с тем, чтобы содействовать реализации обновленных целей Казахстана в части определяемого на национальном уровне вклада до 2030 г. и достижения углеродной нейтральности до 2060 г.
Партнерство по осуществлению рынка помогает странам разрабатывать, тестировать и внедрять инструменты ценообразования в соответствии с их приоритетами развития.
Ожидается, что ключевыми результатами Проекта будут:
1) Усовершенствованная СТВ для стимулирования сокращения выбросов парниковых газов в стране за счет введения минимальной цены на углерод, проведения отраслевого анализа, продвижения внутреннего офсетного рынка.
2) Улучшенная система мониторинга, отчетности и верификации в СТВ.
3) Улучшенная система распределения углеродных единиц за счет запуска аукционов.
4) Улучшенная структура внутренних углеродных офсетов, включая модернизированную инфраструктуру информационных технологий для трансакций с углеродными единицами.
5) Оценка вариантов расширения ценообразования на выбросы углерода.
Бенефициарами Проекта станут заинтересованные государственные органы, субъекты квотирования, участники углеродных офсетов, ключевые заинтересованные стороны/отрасли, связанные с СТВ и налогами на выбросы углерода, а также сообщества, затронутые энергетическим переходом.
АО «Жасыл даму» обеспечит, чтобы Проект реализовывался в соответствии с Социально-экологическими стандартами и представленным Планом экологических и социальных обязательств.
Проект «Партнерство по внедрению на рынок»
Partnership for Market Implementation Project
За период с января по май 2024 года были приняты следующие нормативные правовые акты РК по регулированию выбросов парниковых газов:
1. Приказ Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 января 2024 года № 16-Ө «О внесении изменения в приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 525 «Об утверждении национального плана углеродных квот» (https://adilet.zan.kz/rus/docs/G24NP000016);
2. Приказ Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 15 мая 2024 года № 102-Ө «О внесении изменения в приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 26 августа 2022 года № 588-Ө «Об утверждении перечня установок с распределенными объемами углеродных квот»;
3. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2024 года № 71-VIII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» (https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2400000071#z1103).