Республика Казахстан подписала Парижское соглашение 2 августа 2016 года и ратифицировала его 4 ноября того же года. Все Стороны Парижского соглашения имеют свои собственные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Казахстан поставил перед собой амбициозную безусловную цель - к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 15% от уровня 1990 года.
Одним из основных инструментов достижения вышеупомянутой цели является Система торговли выбросами (СТВ).
В Экологическом кодексе Республики Казахстан от 2 января 2021 года вопросу государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов посвящена Глава 20 (https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400).
Первая пилотная фаза СТВ началась в 2013 году (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001588); второй этап был в 2014-2015 годах (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001536) необходимо отметить, что именно в этот период в 2014 году квоты впервые были проданы на бирже. В 2015 году был разработан 3-й Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, однако в 2016 году систему пришлось приостановить для улучшений, особенно в части распределения квот. После внесения комплексных поправок был запущен третий торговый период СТВ с 1 января 2018 года (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000873).
Казахстанская СТВ охватывает нефтегазовую промышленность, энергетический сектор, горнодобывающую, металлургическую, химическую промышленность, а также обрабатывающую промышленность, связанную с производством строительных материалов, таких как цемент, известь, гипс и кирпич. Количество выбросов в 20 000 тонн диоксида углерода в год используется в качестве порогового значения, в соответствии с которым установки включаются в Национальный план распределения углеродных квот (НПР). На сегодняшний день СТВ охватывает (квотирует) только выбросы углекислого газа.
В части требований мониторинга, отчетности, верификации (monitoring, reporting, verification – MRV), используется оценочный (расчетный) метод, предполагающий проверку третьей стороной.
Следующие улучшения были проведены во время двухлетнего перерыва:
- внедрение электронной отчетности по выбросам парниковых газов;
- компетенция по аккредитации органов по валидации и верификации была передана Национальному центру аккредитации;
- принятие удельных коэффициентов выбросов парниковых газов (бенчмарков). Бенчмарк для цели квотирования в СТВ РК – это показатель выбросов СО2 на единицу производимой субъектом квотирования продукции. Действующие бенчмарки были рассчитаны путем расчета выбросов СО2 при производстве продукции за 2013-2015 гг. (среднее значение). Разработаны и утверждены 52 бенчмарка для электроэнергетики, промышленности и нефтегазового сектора (https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015396).
С 2021 года квотирование установок осуществляется полностью на основе применения метода бенчмаркинга. Квоты на выбросы парниковых газов в НПР на 2021 год были рассчитаны путем умножения бенчмарков на среднее значение производства продукции за 2017-2019 гг (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000006).
В проекте НПР на 2022-2025 гг. квоты для квотируемых установок были рассчитаны также полностью путем применения метода бенчмаркинга. Углеродные квоты в НПР на 2022-2025 гг. были рассчитаны путем умножения бенчмарков на среднее значение производства продукции за 2017-2019 гг. с учетом обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.
Субъект квотирования до первого апреля текущего года обязан заполнить в государственном углеродном кадастре электронную форму отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов за предыдущий год.
На основании отчетов об инвентаризации выбросов парниковых газов формируется перечень квотируемых установок, подлежащих включению в Национальный план углеродных квот.
Количество единиц углеродной квоты для квотируемых установок, подлежащее бесплатному распределению, рассчитывается путем применения бенчмарков.
Национальный план углеродных квот разрабатывается и утверждается на соответствующий пятилетний период.
Углеродная квота, определенная в Национальном плане углеродных квот для каждой квотируемой установки, зачисляется на соответствующий счет оператора квотируемой установки в государственном реестре углеродных единиц.
После предоставления субъектом квотирования ежегодного отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов производится погашение квот (изъятие из обращения углеродных единиц в соответствии с верифицированными выбросами СО2).
Единицы углеродной квоты, образованные за счет снижения мощности квотируемой установки, не могут быть проданы и подлежат возврату в резерв Национального плана углеродных квот.
Под снижением мощности понимается снижение годового объема добычи, производства, переработки и (или) транспортировки продукции.
При увеличении мощности квотируемой установки субъект квотирования обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительной углеродной квоты.
Также субъект квотирования при профиците/дефиците квот может продать/купить углеродные квоты через товарную биржу или посредством заключения прямой сделки в порядке, определенном Правилами торговли углеродными единицами (https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023719).
В государственном реестре углеродных единиц производятся все трансакции с углеродными единицами (изъятие, погашение, покупка, продажа, получение основной/дополнительной квоты и т.д.).
В государственном углеродном кадастре содержатся в электронном виде отчетные данные предприятий (отчеты об инвентаризации выбросов парниковых газов).
Согласно Правилам государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов, утвержденным приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 марта 2022 года № 91, информация об объемах дополнительной углеродной квоты, выданных бесплатно по каждой установке, публикуется на официальном интернет-ресурсе оператора системы торговли углеродными единицами.
Субъект квотирования обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительной углеродной квоты при отсутствии или недостаточности объема основной углеродной квоты в случае увеличения мощности квотируемой установки в период действия Национального плана углеродных квот.
Под увеличением мощности понимается увеличение годового объема добычи, производства, переработки и (или) транспортировки продукции.
В приведенной ниже таблице приведена информация о квотируемых установках субъектов квотирования, получивших объемы дополнительных углеродных квот на 2021 год.
Таблица 1. Перечень установок с выданным объемом дополнительных квот на 2021 год
№ |
Наименование предприятия |
Наименование установки |
Выданный объем дополнительных квот, тонн СО2 |
Категория
|
Электроэнергетика | ||||
1 | ТОО «Согринская теплоэлектроценраль»
|
Согринская теплоэлектроцентраль |
35 809
|
увеличение мощности
|
2 | ТОО «Экибастуская ГРЭС-1 имени Булата Нуржанова» | Экибастузская тепловая электрическая станция имени Булата Нуржанова
|
3 456 254
|
увеличение мощности
|
3 | АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»
|
Станция Экибастузская государственная районная электростанция - 2 |
741 585
|
увеличение мощности
|
4 | ТОО «Уральская газотурбинная электростанция»
|
Уральская газотурбинная электростанция |
38 575
|
увеличение мощности
|
5 | ТОО «Батыс Пауэр»
|
ГТЭС-200 УРАЛЬСК. Первый пусковой комплекс | 188 662
|
увеличение мощности
|
6 | ТОО «Усть- Каменогорская ТЭЦ»
|
Усть-Каменогорская теплоэлектро централь |
256 397
|
увеличение мощности
|
7 | АО «Усть-Каменогорские тепловые сети»
|
Котельная № 2
|
41 103
|
увеличение мощности
|
Котельная № 3
|
792
|
|||
8 |
ТОО «Шахтинсктеплоэнерго» |
Котельный цех
|
17 294
|
увеличение мощности
|
9 | ТОО «Востокэнерго»
|
Усть-Таловский энергоцех, п. Усть-Таловка |
13 755
|
увеличение мощности |
10 | ТОО «Степногорская ТЭЦ»
|
Степногорская теплоэлектро централь |
156 750
|
увеличение мощности |
11 | АО «СЕВКАЗЭНЕРГО»
|
Петропавловская теплоэлектро централь - 2 |
49 958
|
увеличение мощности
|
12 | ГКП на ПХВ Кокшетау Жылу при акимате города Кокшетау | Районная котельная № 2
|
53 229
|
увеличение мощности |
13 | ТОО Мангистауский атомный энергетический комбинат – Казатомпром
|
Теплоэлектро централь № 2 |
16 841
|
увеличение мощности
|
14 | ТОО Айтас-энерго
|
Айтас-энерго
|
3 416
|
увеличение мощности
|
15 | ТОО Kazakhmys Distribution (Казахмыс Дистрибьюшн)
|
Тепловая станция № 2 |
39 221
|
увеличение мощности
|
16 | ТОО Главная распределительная энергостанция Топар
|
ГРЭС
|
32 526 | увеличение мощности
|
17 | АО Атырауская ТЭЦ
|
Атырауская теплоэлектро централь |
266 321
|
увеличение мощности
|
18 | ТОО Караганда Энергоцентр |
Карагандинская теплоэлектро централь – 1 |
20 768
|
увеличение мощности |
Карагандинская теплоэлектро централь - 3 |
92 973
|
|||
|
Итого:
|
|
5 522 229
|
|
Нефтегазовая сфера | ||||
1 | ТОО Атырауский нефтеперерабатывающий завод | Атырауский нефтеперерабатывающий завод
|
146 279
|
увеличение мощности
|
2 | АО Интергаз Центральная Азия
|
Управление магистральных газопроводов Атырау
|
124 730
|
увеличение мощности |
Управление магистральных газопроводов Актобе
|
124 237
|
|||
Управление магистральных газопроводов Тараз
|
20 192
|
|||
Управление магистральных газопроводов Актау
|
33 843
|
|||
3 | АО Кожан
|
Морское, включая блок Огайское
|
7 523
|
увеличение мощности
|
4 | ТОО Газопровод «Бейнеу-Шымкент»
|
Магистральный газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент»
|
229 071
|
увеличение мощности |
Компрессорная станция № 1 Бозой
|
68 069
|
|||
5 | ТОО Ком-Мунай
|
Ком-мунай
|
22 357
|
увеличение мощности
|
6 | АО КМК Мунай
|
Кокжиде, Кумсай, Мортук
|
180 628
|
увеличение мощности
|
7 | АО ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз
|
ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз
|
189 880
|
увеличение мощности
|
8 | ТОО Казахойл Актобе
|
Казахойл Актобе
|
12 450
|
увеличение мощности
|
|
Итого:
|
|
1 159 259
|
|
Остальные сферы деятельности | ||||
1 | АО Казахстанский электролизный завод | Цех по производству электродов
|
2 551
|
увеличение мощности |
Цех электролиза
|
5 274
|
|||
2 | АО ССГПО
|
Фабрика производства окатышей
|
42 446
|
увеличение мощности
|
Теплоэлектроцентраль
|
234 173
|
|||
Фабрика рудоподготовки и обогащения (ФРПО)
|
17 160
|
|||
3 | ТОО Силикат
|
Силикат
|
47 942
|
увеличение мощности |
4 | ТОО ПО Кокше-Цемент
|
Цементный завод
|
239 758
|
увеличение мощности
|
5 | АО Шымкентцемент
|
Шымкентцемент
|
209 727
|
увеличение мощности
|
6 | ТОО Кентавр
|
Завод по производству спирта
|
21 699
|
увеличение мощности
|
7 | ТОО Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)
|
Жезказганский медеплавильный завод, Жезказганская площадка | 7 014
|
увеличение мощности
|
8 | АО Темиртауский электрометаллургический комбинат | Химико-металлургический завод
|
556 | увеличение мощности
|
9 | АО Актюбинский завод хромовых соединений
|
Актюбинский завод хромовых соединений
|
32 519 | увеличение мощности
|
|
Итого:
|
|
860 819 |
|
Всего: | 7 542 307
|
|
Согласно данным Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, общее количество выданных дополнительных углеродных квот составляет 7 542 307 квот.
В связи с увеличением мощности установок восемнадцать предприятий в электроэнергетической сфере деятельности получили 5 522 229 дополнительных квот на 2021 год.
В связи с увеличением мощности установок восемь предприятий в нефтегазовой сфере деятельности получили 1 159 259 дополнительных квот на 2021 год.
По всем остальным квотируемым секторам количество дополнительных углеродных квот составляет 860 819 квот.