Биржевая котировка единицы углеродной квоты согласно последней биржевой сделки | 397₸ |
Система квотирования и торговли квотами на выбросы парниковых газов
Республика Казахстан подписала Парижское соглашение 2 августа 2016 года и ратифицировала его 4 ноября того же года. Все Стороны Парижского соглашения имеют свои собственные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Казахстан поставил перед собой амбициозную безусловную цель - к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 15% от уровня 1990 года.
Одним из основных инструментов достижения вышеупомянутой цели является Система торговли выбросами(СТВ).
В Экологическом кодексе Республики Казахстан от 2 января 2021 года вопросу государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов посвящена Глава 20(https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400).
Первая пилотная фаза СТВ началась в 2013 году(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001588);второй этап был в 2014-2015 годах(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001536)необходимо отметить, что именно в этот период в 2014 году квоты впервые были проданы на бирже. В 2015 году был разработан 3-й Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, однако в 2016 году систему пришлось приостановить для улучшений, особенно в части распределения квот. После внесения комплексных поправок был запущен третий торговый период СТВ с 1 января 2018 года(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000873).
Казахстанская СТВ охватывает нефтегазовую промышленность, энергетический сектор, горнодобывающую, металлургическую, химическую промышленность, а также обрабатывающую промышленность, связанную с производством строительных материалов, таких как цемент, известь, гипс и кирпич. Количество выбросов в 20 000 тонн диоксида углерода в год используется в качестве порогового значения, в соответствии с которым установки включаются в Национальный план распределения углеродных квот(НПР). На сегодняшний день СТВ охватывает(квотирует)только выбросы углекислого газа.
В части требований мониторинга, отчетности, верификации(monitoring, reporting, verification – MRV), используется оценочный (расчетный) метод, предполагающий проверку третьей стороной.
Следующие улучшения были проведены во время двухлетнего перерыва:
- внедрение электронной отчетности по выбросам парниковых газов;
- компетенция по аккредитации органов по валидации и верификации была передана Национальному центру аккредитации;
- принятие удельных коэффициентов выбросов парниковых газов (бенчмарков). Бенчмарк для цели квотирования в СТВ РК – это показатель выбросов СО2 на единицу производимой субъектом квотирования продукции. Действующие бенчмарки были рассчитаны путем расчета выбросов СО2 при производстве продукции за 2013-2015 гг. (среднее значение). Разработаны и утверждены 52 бенчмарка для электроэнергетики, промышленности и нефтегазового сектора(https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015396).
С 2021 года квотирование установок осуществляется полностью на основе применения метода бенчмаркинга. Квоты на выбросы парниковых газов в НПР на 2021 год были рассчитаны путем умножения бенчмарков на среднее значение производства продукции за 2017-2019 гг(https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000006).
В проекте НПР на 2022-2025 гг. квоты для квотируемых установок были рассчитаны также полностью путем применения метода бенчмаркинга. Углеродные квоты в НПР на 2022-2025 гг. были рассчитаны путем умножения бенчмарков на среднее значение производства продукции за 2017-2019 гг. с учетом обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.
Субъект квотирования до первого апреля текущего года обязан заполнить в государственном углеродном кадастре электронную форму отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов за предыдущий год.
На основании отчетов об инвентаризации выбросов парниковых газов формируется перечень квотируемых установок, подлежащих включению в Национальный план углеродных квот.
Количество единиц углеродной квоты для квотируемых установок, подлежащее бесплатному распределению, рассчитывается путем применения бенчмарков.
Национальный план углеродных квот разрабатывается и утверждается на соответствующий пятилетний период.
Углеродная квота, определенная в Национальном плане углеродных квот для каждой квотируемой установки, зачисляется на соответствующий счет оператора квотируемой установки в государственном реестре углеродных единиц.
После предоставления субъектом квотирования ежегодного отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов производится погашение квот (изъятие из обращения углеродных единиц в соответствии с верифицированными выбросами СО2).
Единицы углеродной квоты, образованные за счет снижения мощности квотируемой установки, не могут быть проданы и подлежат возврату в резерв Национального плана углеродных квот.
Под снижением мощности понимается снижение годового объема добычи, производства, переработки и (или) транспортировки продукции.
При увеличении мощности квотируемой установки субъект квотирования обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительной углеродной квоты.
Также субъект квотирования при профиците/дефиците квот может продать/купить углеродные квоты через товарную биржу или посредством заключения прямой сделки в порядке, определенном Правилами торговли углеродными единицами(https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023719).
В государственном реестре углеродных единиц производятся все трансакции с углеродными единицами (изъятие, погашение, покупка, продажа, получение основной/дополнительной квоты и т.д.).
В государственном углеродном кадастре содержатся в электронном виде отчетные данные предприятий (отчеты об инвентаризации выбросов парниковых газов).
АО «Жасыл даму» сообщает, что соглашение по реализации проекта «Партнерство по реализации рынка торговли выбросами» (далее – Проект) между Министерством экологии и природных ресурсов РК (далее - МЭПР РК) и Международным банком реконструкции и развития (далее - Соглашение) подписано 23 апреля 2024 года.
Цели Проекта заключаются в повышении эффективности Системы торговли квотами на выбросы (далее – СТВ) и поддержке расширения выплат за выбросы углерода с тем, чтобы содействовать реализации обновленных целей Казахстана в части определяемого на национальном уровне вклада до 2030 г. и достижения углеродной нейтральности до 2060 г.
Партнерство по осуществлению рынка помогает странам разрабатывать, тестировать и внедрять инструменты ценообразования в соответствии с их приоритетами развития.
Ожидается, что ключевыми результатами Проекта будут:
1) Усовершенствованная СТВ для стимулирования сокращения выбросов парниковых газов в стране за счет введения минимальной цены на углерод, проведения отраслевого анализа, продвижения внутреннего офсетного рынка.
2) Улучшенная система мониторинга, отчетности и верификации в СТВ.
3) Улучшенная система распределения углеродных единиц за счет запуска аукционов.
4) Улучшенная структура внутренних углеродных офсетов, включая модернизированную инфраструктуру информационных технологий для трансакций с углеродными единицами.
5) Оценка вариантов расширения ценообразования на выбросы углерода.
Бенефициарами Проекта станут заинтересованные государственные органы, субъекты квотирования, участники углеродных офсетов, ключевые заинтересованные стороны/отрасли, связанные с СТВ и налогами на выбросы углерода, а также сообщества, затронутые энергетическим переходом.
АО «Жасыл даму» обеспечит, чтобы Проект реализовывался в соответствии с Социально-экологическими стандартами и представленным Планом экологических и социальных обязательств.
Проект «Партнерство по внедрению на рынок»
Partnership for Market Implementation Project
За период с января по май 2024 года были приняты следующие нормативные правовые акты РК по регулированию выбросов парниковых газов:
1. Приказ Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 января 2024 года № 16-Ө «О внесении изменения в приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 525 «Об утверждении национального плана углеродных квот» (https://adilet.zan.kz/rus/docs/G24NP000016);
2. Приказ Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 15 мая 2024 года № 102-Ө «О внесении изменения в приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 26 августа 2022 года № 588-Ө «Об утверждении перечня установок с распределенными объемами углеродных квот»;
3. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2024 года № 71-VIII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» (https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2400000071#z1103).